МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА

Гостиничный бизнес в Севастополе

Новостройки в Севастополе

Торговые центры в Севастополе


ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ В КРЫМУ

Под индивидальное строительство

Под коммерческую застройку


ЖИЛАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ КРЫМА

Квартиры

Коттеджи

Эллинги


КОММЕРЧЕСКАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ КРЫМА

Гостиницы и пансионаты

Доходная недвижимость


ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Новости недвижимости

Статистика глазами эксперта

Полезная информация

Правовой ликбез

Обзор цен Севастополь

Архив новостей Украины

Нормативные документы


ПРАВОВАЯ БИБЛИОТЕКА

Законы Севастополя

Постановления Правительства Севастополя

Постановления Правительства РФ

Приказы ДГХ г.Севастополя

Федеральные законы


АН МАРКЕТ-КРЫМ

О компании

Контактная информация

Продавцам недвижимости

Предложение риелторам

2020-09-03

Станут ли площадки судоремонтных заводов в Севастополе новыми яхтенными маринами

подробнее

2020-08-15

Власти Севастополя ещё раз попробуют пересчитать объекты размещения, а владельцам гостиничных объектов «светит» паспорт антитеррористической безопасности.

подробнее

2020-06-09

Антивирус для туристического бизнеса в Севастополе или старые песни про Балаклаву.

подробнее

2020-05-28

Севастопольские отельеры проявляют осторожный оптимизм в отношении курортного сезона 2020 года.

подробнее

2020-05-06

Министерство обороны наносит коронаудар по уплотнительной застройке бухты Омега.

подробнее

2020-04-27

Нежелание властей регулировать рынок гостиничных услуг может сказаться на санитарно-эпидемиологической ситуации в Севастополе.

подробнее

2020-04-19

Мораторий на выселение проштрафившихся ипотечников создаёт значительные риски для севастопольских застройщиков.

подробнее

2020-04-07

Власти Севастополя пока не смогли перебороть практику строительства многоквартирных домов на садовых участках

подробнее

2020-03-31

Как скажется запрет на пользование земельными участками в Крыму для иностранцев на инвестиционном климате в регионе

подробнее

2020-03-30

Антивирусная неделя зафиксирует ставки на аренду коммерческой недвижимости в Севастополе.

подробнее

посещаемость


Новости рынка недвижимости Крыма и Севастополя, обзоры рынков коммерческой и жилой недвижимости
Рынок строительства и недвижимости в Крыму и Севастополе: ежедневные новости

2020-09-03

Станут ли площадки судоремонтных заводов в Севастополе новыми яхтенными маринами

Белый город на синем морском берегу. 40 бухт и без счёта марин. Примерно так, если перефразировать классика, можно охарактеризовать планы властей Севастополя по развитию того огромного потенциала Севастополя, который заложен ландшафтно-географическими особенностями его территорий. И речь не о представительницах прекрасного пола с именем Марина, в значительном количестве загорающих по берегам Севастопольских бухт, а о «marina» или вернее – «yacht marina» ( англ. – яхтенная марина), коими всё больше наполняются городские бухты и прожекты Правительства Севастополя.

Впрочем, как показало маркетинговое исследование рынка первичной жилой недвижимости Севастополя, проведённое специалистами компании «Маркет-Крым», за модным термином яхтенная марина зачастую скрывается комплекс апартаментов с ограниченным количеством мест для стоянки маломерных судов. Построить многоквартирный жилой дом в 100-метровой водоохранной зоне Чёрного моря не позволяет законодательство Российской Федерации, а вот продавать апартаменты «яхтсменам» в многоэтажной гостинице, построенной при таком яхт-клубе, законодательство никак не воспрещает. И потому побережье Севастопольских бухт плавно застраивается «яхтенными маринами». Земельным ресурсом для такой многоквартирной жилой застройки могут стать производственные площадки судоремонтных предприятий.

«Севастопольские промышленные предприятия должны развиваться так же, как и туризм» - заявил 31 августа министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров в рамках визита в Севастополь. «С одной стороны, модернизировать логистику, создать центр компетенций, с другой стороны – дать возможность городу развивать освобождающиеся территории, площади, помещения», – заявил Денис Мантуров. При этом исторически сложившиеся места размещения производственных площадок некоторых предприятий региона целесообразно перенести.

Немного о тех самых «исторически сложившихся местах размещения производственных площадок» расскажем отдельно, поскольку речь идёт о такой отрасли как судоремонт. Первенцем этой отрасли в Севастополе был Севастопольский морской завод или по именованиям XVIII века - Ахтиарское адмиралтейства. Верфь стала основанием города, который начался с закладки 14 июня 1783 года на берегу бухты первых 4 зданий: кузницы для ремонта кораблей военного флота, часовни, пристани и дома командующего. 10 февраля 1784 года Екатерина Великая издала указ об основании Севастополя, адмиралтейства и верфи. Первый корвет «Крым» заложили в 1808 году, а в 1820 году спустили на воду легендарный бриг «Меркурий». В 1853 году на Северной стороне Севастопольской бухты построили сухие доки, крупнейшее по тем временам гидротехническое сооружения в Европе.

В советский период Севастопольское адмиралтейство было преобразовано в Севастопольский морской завод имени Серго Орджоникидзе. На заводе работало 16 тысяч человек, строились плавкраны и осуществлялся ремонт судов и кораблей Черноморского флота. За время существования «Севастопольский морской завод» построил свыше 500 и отремонтировал более 5000 кораблей и судов.

Конечно-же нынешний корабельный состав Черноморского флота не идёт ни в какое сравнение с советским периодом. Океанскому флоту требовались соответствующие судоремонтные мощности. После Великой Отечественной Войны в Килен-бухте был построен 13 судоремонтный завод, судоремонтная площадка появилась в Стрелецкой бухте, в Балаклаве ремонтировали подводные лодки, в 1976 году в Южной бухте появился судоремонтный завод «Персей» и.т.д.

В период украинской юрисдикции Севастополя эти мощности планомерно уничтожались. Севморзавод был акционирован и после смены целого ряда владельцев был выкуплен структурами Петра Порошенко. Имущественный комплекс к 2014 году оказался разделён между 30 юридическими лицами (не считая базы отдыха и детского лагеря им. Комарова в Форосе и прочих непрофильных активов). Заказы на судоремонт руководство предприятия не брало принципиально, а площади на берегу Южной бухты (Лазаревское адмиралтейство) планировалось застроить многоквартирными жилыми домами, а вернее апартаментами в составе яхтенных марин. И вообще нынешняя идея с маринами ничуть не нова. В украинский период в Балаклаве вместо части причалов завода «Металлист» уже появился яхт-клуб «Золотой символ».

После возвращения Крымского полуострова в состав Российской Федерации для Минобороны РФ и севастопольский судоремонт и Севастопольская бухта в целом оказались чемоданом без ручки. И американцам отдать вроде как было нельзя и корабельная группировка на Чёрном море уже не та. За 20 лет незалежности Украины и военно-политического гопака вокруг Черноморского флота уже обустроена военно-морская база в Новороссийске, которая рассчитана на прием более 100 кораблей водоизмещением от 1,5 тысяч до 30 тысяч тонн. И вроде как с точки зрения противодиверсионной службы соседство Новороссийским зерновым терминалом мощностью 3,6 млн. тонн в год не есть хорошо - за год через терминал прошло 103 судна, из которых более 70% составили суда класса «Panamax». Да и Цемесская бухта куда хуже Севастопольской во всех отношениях. Но в строительство ВМБ в Новороссийске уже вложено порядка 100 млрд. руб. Кроме того для перспектив на Средиземное море и дальнюю морскую зону нужно осваивать сирийский Тартус.

Севастопольская бухта для нынешнего флота больно широка, что впрочем не помешало Минобороны забрать у города все земли обороны, многие из которых при Украине успели сменить целевое назначение и обрасти капитальными постройками. Бывший адмирал и тогдашний губернатор Севастополя Сергей Меняйло оказался крайне добр к бывшим сослуживцам и распоряжением Правительства Севастополя № 125 от 20 марта 2015 года в собственность Министерства обороны РФ было передано 4,5 тыс. га городской земли. Всего сухопутная площадь Севастополя – 86,4 тыс. га с лесами и полями, земли жилой застройки - 5,0 тыс. га, общественно-деловой застройки – 1,6 тыс. га, земли промышленности -2,0 тыс. га ...

«Поверьте мне на слово: за каждый клочок этой земли — 54-й завод, 24-й завод и всё остальное — боремся. И то, что мы, к сожалению, временно передавали до 1 января — оно и привело к таким задолженностям, — потому что там у некоторых должностных лиц нет понимания процесса. В подвалах домов, которые нам передают, — там офисы. На пустующих земельных участках или в брошенных военных городках — аренда, бизнес, приватизация», — отметил тогда Сергей Меняйло.

К чести адмирал-губернатора отметим, что о яхтенном туризме при Сергее Меняйло особенно никто и не зарекался. Правительство Севастополя судилось с яхт-клубом «Золотой символ» за причалы завода Металлист в Балаклаве. Севморзавод был национализирован и получил несколько флотских и госзаказов. Но крупные заказы в севастопольские заводы так и не пришли. Строить десантные доки (в обиходе – вертолётоносцы) для ЧФ будут на керченском заводе «Залив», а для других океанов у «Звёздочки» есть мощности непосредственно на месте. В итоге ФГУП «13 СРЗ ЧФ» Минобороны России явно не выдерживает конкуренции и судя по заявлению Мантурова будет ликвидирован, хотя ещё 31 августа врио губернатора Севастополя Михаил Развожаев анонсировал что акционирование Севастопольского морского завода им. Серго Орджоникидзе и 13-го судоремонтного завода уже завершается государственной корпорацией ОСК. В модернизацию 13 завода ОСК должна были инвестировать не менее 4 млрд. руб.

«Сегодня мы обсудили будущую реконструкцию и модернизацию мощностей Севастопольского морского завода, а также обеспечение кооперации с 13-м судоремонтным заводом, который войдёт в состав ОСК. За счёт этого мы сможем оптимизировать логистику и создать центры компетенций. При этом у города появится возможность развивать освобождающиеся территории, использовать их для гражданской инфраструктуры», — заявил министр промышленности и торговли.

Перенос ждёт и «вертолётку» - Севастопольское авиационное предприятие. Участок между Парком Победы и бухтой Омега слишком удобен для жилой застройки. Заводу предоставят территорию в одной из промышленных зон города ( читай - подальше от моря). Напомним, в 2016 году ФГУП «САП» уже пытались приватизировать — тогда предлагалась максимально выгодная для города схема приватизации и интегрирования завода в холдинг «Вертолёты России». Но по вине бывшего руководства города этот процесс был сорван. Так что территория «вертолётки» также рискует стать очередным яхт-клубом, как и территория 13-го завода, с той разницей, что в отличии от Омеги, Килен-бухта едва ли будет востребована у покупателей апаратментов. Да представляется сомнительным чтобы инвестиционный климат санкционного Севастополя резко показал востребованность площадок в глухой бухте.

Опять же про яхт-клубы, апартаменты и 40 бухт. На сегодняшний день свой яхт-клуб есть в каждой географически самостоятельной бухте Севастополя, а в некоторых и по 2-3.

В украинский период под яхт-клубы пошли причалы бывших рыбколхозов. Жители Севастополя имели право держать маломерные суда (моторные ялики) и ходить на них в море на рыбалку. В бухтах были отведены места для обустройства причалов. После приватизации рыбколхозов их участники получили кв.м. территории и место у причала. Доли активно скупались и на территории бывших рыбколхозов строились апартаменты. Так произошло с причалами в целом ряде бухт: яхт-клуб Антарес в бухте Омега (недостроенный 5-этажный комплекс апартаментов, 1 из которых введён в эксплуатацию), яхт-клуб 75 причал в Стрелецкой бухте (улица Рыбацкий причал, несколько 5-этажных корпусов), яхт-клуб с комплексом апартаментов «Моби-дик» построен в Мартыновой бухте, на улице Пляжной в Главной бухте имеется яхт-клуб «Ушакова балка»

Кроме того, как показало маркетинговое исследование рынка первичной жилой недвижимости Севастополя, проведённое специалистами компании «Маркет-Крым», в процессе строительства летом 2020 года находятся второй корпус первой очереди яхт-клуба «Адмирал» по улице адмирала Фадеева, 18-а (7-этажное здание на 125 апартаментов). Достраивается яхт-клуб «Царская пристань» на улице Портовой, 17. Это единственный статусный проект яхт-клуба, который не столько построил, сколько реконструировал здание послевоенного холодильника в гостиницу на 43 номера. На улице Рубежной в Казачьей бухте расширяется яхт-клуб «Казачья бухта»- готовы к вводу в эксплуатацию ПК-1, ПК-2 первой очереди на 128 апартаментов

Строительство базы обслуживания маломерного флота предусмотрено и в проекте ЖК «Порто-Франко» на Западном берегу Камышовой бухты.

Отдельная история – Балаклава. Кроме вышеупомянутого яхт-клуба «Золотой символ» уже есть Рота Chalet Marina(бывший «Мрия») (гостиница на 16 номеров + ресторан), сохранившая причальные мощности после создания "Проект развития Балаклавы" и яхт-клуб на дальней набережной Назукина. Кроме того, Правительством Севастополя реализуется перспективный проект «Комплексное гражданское развитие района Балаклавской бухты как международного центра туризма». Проект ищет инвесторов на строительство яхтенной марины на 600 судов от 6 до 75 м.

В целом: яхт-клубов в Севастополе хватает, но многие из них имеют крайне непродуманные проекты. К примеру "Адмирал" существенно подпортил экологию Стрелецкой бухты. Причалы закрыли проток воды и акватория за яхт-клубом забита водорослями. Сможет ли яхтенный туризм существенно добавить турпоток в Севастополь. Сомнительно.

Нужны ли эти площадки как производственная недвижимость? Тоже нет. По состоянию на конец 2019 года в городе осуществляли свою деятельность 584 субъекта хозяйствования: в отрасли машиностроения, включая приборостроение - 206, производства строительных материалов - 97, судостроения и судоремонта – 95. Учитываем, что речь об ООО, которых в составе одного завода может быть очень и очень много. Среднесписочная численность работающих в промышленности Севастополя - 15,25 тыс. чел. Это 3% из официальной численности населения Севастополя в 495 тыс. чел..

Наиболее крупными судостроительными заказами стали строительство Филиалом АО «ЦС «Звездочка» на Севастопольском морском заводе двух плавучих кранов грузоподъемностью 400 тонн и 700 тонн. В октябре 2019 года спущен на воду понтон 400-тонного крана для достройки на плаву. Проектантом плавучих кранов и платформ выступает севастопольское Центральное конструкторское бюро «Коралл».

Впрочем судоремонтники не отказываются и от яхтсменов. Так на сайте судоремонтного завода «Персей» можно прочесть, что 14 июля 2020г. на территории ООО "СРЗ ПЕРСЕЙ" в малый плавучий док ПД-19 была осуществлена постановка яхты "Генезис"для выполнения ремонтных работ в объеме очередного освидетельствования судна.

Смогут ли яхтенные марины вытащить судоремонт санкционного Севастополя покажет только время и реестр банкротств.

все новости


поделиться ссылкой с друзьями и коллегами




Земельные участки и недвижимость в Крыму, Севастополе, Ялте, Евпатории
Инвестиционное агентство недвижимости "Маркет Крым"

Наш адрес: Севастополь, ул Очаковцев, 19 офис 515

+7(978)7076958

e-mail: sevcrimea@gmail.com